Меню

Ретроспективные скидки и НДС

Владислав Каминский, управляющий партнер юридической компании "Каминский, Степанов и партнеры"

Вопросы уплаты, учета и возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) часто становятся настоящей головной болью для предпринимателей. Сотрудники Федеральной налоговой службы (ФНС) пристально следят за исчислением и уплатой данного налога, т.к. он представляет существенную часть доходов федерального бюджета. В связи с этим предпринимателю необходимо просчитывать любые хозяйственные решения, которые непосредственно влияют на уплату НДС. Зачастую вопросы увеличения продаж, как одной из основных целей деятельности коммерческой организации, также затрагивают вопросы НДС.

В сфере торговли распространены т.н. ретроспективные скидки, которые представляют собой снижение цены уже реализованного товара за достижение определенных целевых показателей за определенный период времени (например, за приобретение товара на определенную сумму). Как вести учет НДС при такой скидке и можно ли снизить налоговую базу по НДС на сумму ретроспективных скидок?

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2016 № 308-КГ15-19017 по делу № А32-9413/2014

Фабула дела:

Поставщик (общество) предоставил покупателю вознаграждение в форме ретроскидки и передал ему сторнировочный (корректировочный) счет-фактуру с указанием уменьшенной цены поставленного товара. Покупатель уменьшил ранее заявленные в периоде поставки продукции вычетов по НДС при получении скидки. Налоговые органы и суды посчитали, что указанные ретроскидки представляют собой вознаграждение, которое регулируется п.4 ст.9 Закона о торговле, и согласно этой норме оно не учитывается при определении цены продовольственных товаров, а включение в цену товара иных видов вознаграждения не допускаются согласно п.6 ст.9 Закона о торговле. Расчеты по выплате вознаграждения (премии, бонуса, скидки) покупателю связаны с расчетами по договору, а не с расчетами за реализованные товары, поэтому премии (вознаграждения) за достижение определенного объема закупок товаров не изменяют стоимость ранее поставленных продовольственных товаров, поэтому налоговая база по НДС у поставщика не уменьшается, а налоговый вычет покупателем не корректируется. Налоговая служба доначислила НДС поставщику и наложила штраф. Дело дошло до Верховного суда РФ, который признал действия налоговой инспекции незаконными.

Выводы судов:

  1. Закон о регулировании торговой деятельности, который содержит отдельные положения, применимые к делу, имеет самостоятельный предмет регулирования, поэтому может применяться к налоговым отношениям только в том случае, если его применение соответствует нормам налогового закона и не нарушает основные начала законодательства о налогах и сборах.
  2. При определении налогооблагаемой базы по НДС сумма выручки подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости - корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг).
  3. В результате предоставления поставщиками покупателям скидок по итогам отгрузок товаров, происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку поставщиками налоговой базы по налогу на добавленную стоимость по операциям реализации товаров.
  4. Поскольку скидки, предоставленные обществом покупателю, были неразрывно связаны с реализацией товара, общество правомерно уменьшало цену реализации товара, корректируя соответствующую налогооблагаемую базу при исчислении налога на добавленную стоимость, в связи с чем доначисление налога, начисление налоговых санкций незаконно, в виду применения скидки в отношении соответствующей суммы отсутствовал объект налогообложения и уменьшилась налогооблагаемая база.
  5. Размер налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, ранее заявленных покупателем, подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах.

Комментарии эксперта:

  1. Таким образом, ВС РФ вновь подтвердил возможность уменьшения налоговой базы по НДС по поставке товаров при выплате вознаграждения в виде изменения цены ранее поставленных товаров при закупке продукции, т.е. ретроскидки. Однако при этом важно, чтобы данные скидки были неразрывно связаны с реализацией товара, а также необходимо «зеркальное» уменьшение размера налоговых вычетов по НДС у контрагента, т.е. покупателя для соблюдения интересов государственного бюджета.
  2. Похожий вывод уже встречался ранее в судебной практике и соответствует правовым подходам Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях Президиума от 22.12.2009 № 11175/09 и от 07.02.2012 № 11637/11, однако практика до сих пор не была единой. Надеемся, что теперь арбитражная практика по данному вопросу будет окончательно сформирована, теперь стороны в спорах с налоговыми органами будут иметь веский аргумент. Возможно, что свою позицию изменят и налоговые органы, руководствуясь Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 о формировании единой правоприменительной практики.
  3. Данное решение суда существенным образом снижает риски применения некоторых средств увеличения продаж и мотивации контрагентов, однако при этом не стоит забывать и о нормах других законов, которые хотя и не будут регулировать вопросы налогообложения, но могут существенно повлиять на соответствующие отношения. Например, это Закон о торговой деятельности.

Поделиться:

События | Аналитика