Меню

Группа Каминского подготовила аналитический обзор изменений, внесенных "антиотмывочным законом" (ФЗ от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

Владислав Каминский, управляющий партнер юридической компании "Каминский, Степанов и партнеры"

В данном аналитическом обзоре автор рассказывает о наиболее существенных изменениях, которые принес с собой подписанный Президентом РФ 30 июня 2013 г. Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям". Нашумевший законопроект, прошедший все стадии законотворческого процесса, по иронии судьбы имел номер 196666-6 и в СМИ был назван «Антиотмывочным законопроектом». Налоговые юристы Группы Каминского пристально следили за судьбой данного законопроекта на всех стадиях его рассмотрения. 

К радости налогоплательщиков редакция законопроекта № 196666-6 была существенно изменена к третьему чтению, в котором, собственно, закон и был принят Госдумой, а впоследствии подписан Президентом РФ. Из проекта были исключены многочисленные «сверхполномочия», которые предлагалось дать налоговым органам, как то: беспрепятственный доступ к счетам физических лиц вне проведения проверки, приостанавление операций по счетам организаций в случае неполучения почтовой корреспонденции по юридическому адресу, проведение полного спектра «выездных» мероприятий налогового контроля при камеральной проверке в случае наличия расхождений в декларации по НДС.

В итоге, после обсуждения законопроекта в думских комитетах и межведомственных комиссиях вступивший в силу 30 июня Закон № 134-ФЗ принес налогоплательщикам (а именно о последствиях для налогоплательщиков здесь пойдет речь) следующие наиболее существенные изменения:

  1. Налоговые органы получили доступ к банковским счетам физических лиц в определенных случаях;
  2. Перечень оснований для получения налоговиками банковских выписок организаций и индивидуальных предпринимателей стал четким и закрытым;
  3. Налоговые органы получат дополнительные возможности по взысканию недоимки по налогам с дочерних обществ в случаях вывода активов;
  4. Налоговые инспекции смогут запрашивать первичные документы при камеральной проверке деклараций по НДС и налогу на прибыль к уменьшению;
  5. И иные изменения, о которых пойдет речь ниже.

1. Получение доступа к банковской тайне.

 

ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон О банках).

В данную статью была внесена часть пятая, в которой законодатель конкретизировал основания и порядок получения справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сотрудниками полиции, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Теперь последние смогут на основании судебного решения получить такую банковскую информацию при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Но законодатель не только уточнил порядок получения банковской информации в отношении организаций и предпринимателей - оперуполномоченным разрешили запрашивать такую информацию в отношении физических лиц.

 

ст. 86 НК РФ «Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков».

В данную статью внесено сразу несколько важных для налогоплательщиков норм. Сразу нужно оговориться, что эти изменения будут действовать с 1 июля 2014 г. 

Во-первых, банки будут обязаны сообщать об открытии (закрытии), изменении реквизитов счета, вклада, депозита не только организаций и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц. Соответственно, законодатель в п. 2 данной статьи дал возможность налоговым органам получать справки о наличии счетов, вкладов, справки и об остатках, а также выписки по операциям на банковских счетах (и аналогичные данные об электронных денежных средствах) не только в отношении организаций и ИП, но и физических лиц.

Во-вторых, во втором абзаце п. 2 ст. 86 Кодекса дан исчерпывающий перечень случаев, когда налоговые инспекторы смогут получить указанную информацию из банка в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей: 

  • проведение налоговой проверки, 
  • запрос документов (информации) по ст. 93.1 Кодекса, 
  • а также вынесение решения о взыскании налога, о приостановлении операций по счету, отмене такого приостановления. 

Таким образом, законодатель расшифровал, что в действующей редакции абз. второго п. 2 ст. 86 НК РФ имеется в виду под термином «мероприятия налогового контроля».

В-третьих, абзац третий п. 2 данной статьи Кодекса является новеллой и закрепляет право налоговых органов запрашивать у банков справки о наличии счетов, вкладов, а также выписки по операциям на банковских счетах (электронных кошельках) в отношении физических лиц. При этом, строго ограничен круг случаев, когда налоговики могут получить доступ к банковской тайне физических лиц

  • проведение налоговой проверки, либо 
  • запрос документов (информации) по ст. 93.1 НК в отношении данного гражданина. 

Такой запрос должен быть согласован с руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа (в нашем случае  - это Управление ФНС по Красноярскому краю), либо ФНС России.

Таким образом, изменения, внесенные законодателем в ст. 86 НК РФ, нельзя однозначно отрицательно оценить с точки зрения прав налогоплательщиков.

С одной стороны, позитивно скажется на правоприменительной практике установление исчерпывающего перечня случаев, когда налоговая инспекция вправе запрашивать банковские выписки в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Это позволит налогоплательщикам более эффективно защищать свои права при проведении в отношении них налоговых проверок.

С другой стороны, тайна банковских операций физических лиц, не имеющих статуса ИП, больше тайной для налоговых органов являться не будет. Основания для направления запроса в банки для налоговиков аналогичны основаниям запроса в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. 

В отношении физического лица может быть проведена камеральная проверка сданной им декларации по НДФЛ (в случае продажи имущества, выигрыша, авторского вознаграждения и т.п.). Получается, что банковская тайна работающих по найму граждан, за которых НДФЛ уплачивается исключительно их работодателями, будет защищена сильнее тайны тех, что получает иные, помимо заработной платы, доходы. Дополнительным механизмом защиты от произвольного вмешательства в операции по личным банковским счетам физических лиц будет и необходимость получения налоговой инспекцией согласия вышестоящего налогового органа.

Однако, наименее ясным остается вопрос применения второго основания для запроса - ст. 93.1 НК РФ. Так, данная статья, в которой описывается механизм так называемой «встречной проверки», изначально не предполагает запроса документов (информации) у физических лиц. Получение сведений, известных физическим лицам и имеющим значение для целей налогового контроля, должно происходить посредством допроса свидетеля (ст. 90 НК). Однако, Минфин РФ в своем письме от 18.07.2012 N 03-02-08/58 дал разъяснение о том, что ст. 93.1 Кодекса не предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под "иными лицами", и поэтому у физических лиц-работников организации можно запросить документы или информацию по данной статье. Нам представляется весьма спорной данная позиция. В каких случаях налоговый орган будет вправе запросить документы (информацию) у физического лица, как контрагента проверяемого налогоплательщика? И не будут ли налоговые органы злоупотреблять правом запроса документов (информации) вне рамок проверок других лиц относительно конкретной сделки для получения доступа к банковской тайне физических лиц. Только практика применения нововведения ст. 86 расставит окончательные акценты в этом вопросе.

 

2. Иные изменения в часть первую Налогового кодекса РФ.

 

ст. 31 НК «Права налоговых органов». 

Введен пункт 5 ст. 31 НК, которым расставляются все точки над «i» в вопросе определения адреса направления корреспонденции налоговым органом. Теперь налоговые инспекции будут направлять свои запросы и уведомления исключительно по юридическому адресу, если это организация, и по адресу места жительства, если это индивидуальный предприниматель, физическое лицо, нотариус или адвокат. Последние также смогут представить для внесения в ЕГРЮЛ другой, удобный для них, почтовый адрес. 

Данные изменения вступают в силу с 30 июля 2013 г.

 

пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ «Исполнение обязанности по уплате налога или сбора».

Пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ был изложен в новой редакции. Законодатель конкретизировал и расширил норму ст. 45 НК, которая позволяет налоговым органам в судебном порядке взыскивать недоимку по налогам дочерних (зависимых) обществ с материнских (основных) компаний, а недоимку материнских компаний - с дочерних (зависимых) обществ. 

Если ранее это можно было делать только за счет поступившей за реализацию товаров (услуг) выручки, то теперь - любые «выведенные» активы (в т.ч., деньги) могут быть предметом взыскания налоговиков при одном условии - вывод активов состоялся после того, как проверяемый налогоплательщик узнал о начале проведения в отношении него выездной или камеральной налоговой проверки. 

В случае поступления выручки или иного перевода активов сразу в адрес нескольких дочерних (зависимых) или, наоборот, преобладающих (основных, материнских) обществ, инспекция сможет обратить взыскания на данное имущество пропорционально доле участия в уставном капитале. Кроме того, налоговый орган сможет использовать данный инструмент в случае передачи активов через совокупность взаимосвязанных сделок.

Данные изменения вступают в силу с 30 июля 2013 г.

 

ст. 88 НК РФ «Камеральная налоговая проверка». 

Важным дополнением в указанную статью было предоставление полномочия налоговым органам требовать предоставления первичных документов при проведении камеральной проверки декларации в двух случаях:

  • в случае подачи декларации по НДС к уменьшению при выявлении противоречий в самой декларации, либо несоответствия данным деклараций других налогоплательщиков по тем же хозяйственным операциям, либо данным, содержащимся в журнале учета счетов-фактур;
  • в случае подачи уточненной декларации по налогу на прибыль к уменьшению (декларации, в которой заявлен убыток), если декларация представлена по истечении двух лет с отчетной даты.

Данные изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

 

ст. 92 НК РФ «Осмотр».

Законодатель наделил налоговые органы правом проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика в рамках камеральной налоговой проверки, если последним был заявлен НДС к возмещению, либо к уменьшению, и возникли противоречия (см. комментарий к ст. 88 НК выше).

Данные изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

 

ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».

Пункт 2 данной статьи изложен в новой редакции, позволяющей налоговикам вне рамок проведения проверок истребовать у третьих лиц не только информацию относительно конкретной сделки, но также и документы относительно конкретной сделки. Такая порочная практика была распространена и до внесения данных изменений: налоговый орган, ссылаясь на п. 2 ст. 93.1 НК РФ, направлял запросы о предоставлении информации в отношении конкретной сделки, но фактически требовал в них предоставить документы, что вне проведения проверки было незаконным.

Данные изменения вступают в силу с 30 июля 2013 г.

 

3. Изменения в порядок государственной регистрации юридических лиц.

 

статья 51 ГК РФ.

Данная статья ГК, регулирующая государственную регистрацию юридических лиц, претерпела серьезные изменения. 

Во-первых, закреплен принцип добросовестности каждого, кто действует, полагаясь на данные, содержащиеся в открытом для всех реестре ЕГРЮЛ. Именно поэтому закреплена также и норма об ответственности юридического лица перед всеми третьими лицами за несвоевременное внесение / невнесение данных в ЕГРЮЛ в виде возмещения убытков.

Во-вторых, регистрирующе органу (в Красноярске  - это МИФНС № 23) предоставлено полномочие проводить проверку вносимых в ЕГРЮЛ данных в порядке, предусмотренном законом. Также регистрирующему органу вменено в обязанность уведомлять заинтересованные стороны в случае внесения изменений в ЕГРЮЛ с правом представления возражений. 

В-третьих, установлено, что государственная регистрация юридического лица может быть признана недействительной в случаях грубых нарушений, допущенных при их создании, если такие нарушения носят неустранимый характер. 

 

Все этим изменения в ГК корреспондируют внесенным в Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей поправкам.

Так, лицо вправе направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц (п. 6 ст. 9 Закона).

Кроме того, перечень оснований для отказа в регистрации юридического лица, установленный в ст. 23 Закона, дополнен следующими основаниями:

  • недостоверность сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина РФ;
  • получение регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ;
  • если в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
  • если физическое лицо - учредитель юридического лица, или физическое лицо, регистрируемое в качестве ИП, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью;
  • если директором / управляющим заявлено дисквалифицированное физическое лицо / индивидуальный предприниматель;
  • при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений.

Наиболее важным и позитивным для налогоплательщиков изменением здесь считаем введение презумпции добросовестности лиц, полагающихся на данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Это шаг к созданию нормальной, на наш взгляд, ситуации, когда бремя ответственности за недобросовестность контрагентов будет в равной степени с налогоплательщиками нести и само государство в виде регистрирующих органов. Надеемся, что применение этой нормы в совокупности с другими поправками позволит исключить ответственность добросовестных налогоплательщиков за своих недобросовестных контрагентов.

Скачать обзор в формате pdf.

 

Поделиться:

События | Аналитика