Меню

Госдума вернула упрощенный порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

15 октября Совет Федерации одобрил президентские поправки в УПК РФ о новом порядке возбуждения следователями "налоговых" уголовных дел, принятые 10 числа Госдумой во 2-м и 3-м, окончательном, чтении законопроект № 357559-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (об уточнении порядка возбуждения уголовных дел)». Новым законом уточняется понятие "возмещение ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации" (возмещение которого влечет прекращение уголовного преследования лица, обвиняемого или подозреваемого в совершении налоговых преступлений), под которым понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов.

На сегодняшний день, согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 года № 407-ФЗ, поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199 УК РФ, служат только материалы, направленные налоговыми органами. С принятием поправок статья 144 УПК "Порядок рассмотрения сообщения о преступлении" дополнена новыми частями 7–9. Так, устанавливается, что при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199 (1) УК РФ ("Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица", "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации", "Неисполнение обязанностей налогового агента"), следователь, при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик, копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки. Также он информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу. Кроме того, налоговый орган доводит до следователя информации об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Последствия данный нововведений с одной стороны пугают: к уголовной ответственности теперь могут привлечь в отсутсвие заключения налогового органа. Однако как сложится ситуация на практике мы узнаем только после вступления данных изменений в силу.

Поделиться:

События | Аналитика